Резолюции Белого Съезда

Локарно-Монти (Швейцрия) июль 1938 г.

О БЛАГЕ РОССИИ


Съезд признает, что каждый русский человек, любящий Россию и верный ей, должен руководиться в своих политических суждениях и поступках только благом национальной России, не подменяя его никакими иными интересами, будь то русскими партийными, будь то интересами иных держав или каких-либо явных или тайных международных организаций. Члены Съезда обязуются судить обо всем по совести, имея в виду только благо России.

ОБ ОБЩЕМ ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ


Советский строй в России вступил в период острого кризиса. Хозяйственная противоестественность коммунизма и бессмысленное инвестирование советского капитала привели страну в экономический тупик. Народ воздерживается от здорового участия в труде. Правящий кадр чиновников сверху донизу не удовлетворяет требованиям опыта, знания и добросовестности. Затея коммунистов все предвидеть и всем управлять была с самого начала безнадежной и останется таковой до конца. Ни потогонная система (стахановщина), ни террор, ни мелкие уступки, заманивающие хозяев, не помогут. Все это завершается кризисом в партии и кризисом в армии.
Отсрочить окончательное крушение коммунизма могла бы только новая мировая война и новые, имеющие возникнуть из нее вспышки мирового большевизма. Сталин знает это и добивается этой отсрочки любой ценой. <…> Усиление террора захватывает не одних коммунистов, но всю страну. Страдают и гибнут невинные, мученически уходит из жизни наше духовенство, мужественно идут на расстрел наши белые братья. Бессмыслие коммунизма запутывается в бессмыслии террора. Этот страх вскоре породит мужество отчаяния, и крушение может начаться с недели на неделю. Страх имеет свой предел, после которого паника охватывает самих террористов. Тогда русский народ приступит к ликвидации коммунизма и к самоосвобождению. К этому часу мы должны быть готовы. Он может наступить без внешней войны и не вследствие нее. Это есть наиболее желательный для России исход, ибо на внешнюю войну слабые соседи России не решатся, а сильные соседи, напав на ослабленную страну, непременно попытаются завоевать и расчленить ее. Красная же армия после последних казней и реформ отнюдь не окрепла, но ослабела и сможет бороться с внешним врагом только ценою стратегического отступления и сдачи больших пространств.
Итак: национальная Россия заинтересована отнюдь не в «интервенции», но в быстром назревании внутреннего переворота и самостоятельного внутреннего восстания. А в дальнейшем ее может спасти только национальная диктатура, не опирающаяся ни на какие иностранные штыки.

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ЕВРОПЕ И ВОПРОС О ВОЙНЕ


Европейская политика оставалась в течение 20 лет близорукою и ошибочною. Люди боялись ближайших врагов и не понимали великой мировой опасности. Американцы, англичане и французы, изобретя вредный и несправедливый версальский мир, предались бесконечности и просмотрели главное: заразу большевизма, вырождение демократического строя и зарождение новой воинственности в диктаториальных странах. В результате всего этого назревает новая, чудовищная война, к которой все лихорадочно готовятся и которой все боятся. Никто не готов к ней, никто не знает технических и дипломатических сюрпризов своего врага, и все предчувствуют, что в этой войне не будет победителей, а будет всеобщее разрушение, разложение и кровавая революционная бойня. Всякая держава, вступившая в эту войну, рискует рухнуть от нее внутренно, или экономически, или политически, или психологически. От революционной бойни не уйдет никто. Никакая политическая полиция не сумеет предотвратить ее. Никакие линии Мажино не спасут от нее. Этой войны может хотеть только Сталин. Только ему она будет выгодной. А он предаст в ней всех своих мнимых европейских союзников.
Эта война станет неизбежной, как только какая-нибудь держава решится на интервенцию в России или на вторжение в нее. Ждать спасения России от такой интервенции безнадежно и нелепо. Если весь мир закипит большевизмом, то исполнится давнее вожделение III Интернационала, и большевизм в России не сокрушится, а затянется. В интересах национальной России не мировая война, а вооруженное мировое равновесие, в котором ни одна держава не позволит другой напасть на Россию, завоевать ее или расчленить. Спасать Россию от большевизма посредством иностранного завоевания ее есть мысль нелепая, упадочная, противонациональная и предательская.

О РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ


Русская эмиграция в общем и целом выполняет свою мировую задачу: всюду и везде оставаться живым напоминанием миру о мировой опасности безбожия и большевизма. В особенности заслуживает признания созданная русской эмиграцией противосоветская обличительная литература.
В активной борьбе с советской властью русская эмиграция выдвинула целый ряд героев, бесстрашно шедших на смерть и находивших ее. Их имена останутся в истории России незабвенными. Но сколько-нибудь заметных успехов внутри России русская эмиграция не добилась. Главные причины этого: заговорческая неумелость, увлечение активистской фразой, недооценка сил и техники врага, неумение узнавать внутренних провокаторов, партийное дробление, недостаток финансовой поддержки, предательство иностранных полиции и разведок.
За последние годы в широких кругах русской эмиграции наблюдается, к сожалению, упадок духа, уход в иностранный быт, неверие в самостоятельные силы русского народа, партийная грызня и интрига, неумение разбираться в качестве и нравственном уровне людей, выступление целого ряда авантюристов, выдающих себя и принимаемых другими «за» вождей, вредоносная и бессмысленная вера в иностранных «спасителей» и интервенционистов, снижение воли и идейного горения.
В частности, необходимо отметить совершенно ребячливую доверчивость, которой предаются широкие круги русской эмиграции. Достаточно какому-нибудь иностранному правительству провозгласить себя противо-большевистским, и русские эмигранты начинают слепо доверять его якобы благим намерениям и видеть в нем «друга» и грядущего избавителя России, тогда как на самом деле этот противо-большевизм есть не что иное, как политическая дымовая завеса, необходимая для подготовки похода на Россию, ее завоевания и расчленения. Точно так же достаточно какому-нибудь приезжему из советской России невозвращенцу или беглецу (Федорову-Якушеву, Дмитриевскому, Беседовскому, Бальяну, Солоневичу) объявить себя врагом большевизма-коммунизма и поярче, поразвязнее расписать себя в порядке саморекламы, наболтать о своих сведениях и планах, и уже русские эмигранты готовы видеть в нем храбреца, героя, светлого деятеля и чуть ли не вождя.
Если весь вышеописанный процесс распада будет продолжаться и углубляться, то русская эмиграция как политическая сила рискует сойти на нет в течение ближайших лет. Она должна помнить, что в мире имеется русский национальный и политический центр, раз навсегда укрытый от большевиков и внимательно следящий за всеми процессами в эмиграции. Честные и годные отбираются уже теперь. Авантюристов и предателей ждет судьба, которая будет их достойна.
В особенности русская политическая эмиграция должна побороть в себе большое честолюбие, от которого люди лезут в «вожди», не имея к тому ни малейших данных, и склонность играть в контрразведку, которая ведет неопытных и неумелых людей в объятия ГПУ и иностранной полиции. Постыдно видеть, как русские люди доносят друг на друга иностранцам.

Постыдно видеть, как русские зарубежные организации стараются разложить или подчинить друг друга посредством взаимного «тайно-политического» сыска и интригования. Русские белые организации должны победить в себе эту склонность, иначе их ждет полное разложение.

ОБ УКРАЙНЕ


Украйна признается наиболее угрожаемою частью России в смысле отделения завоевания. Украинский сепаратизм есть явление искусственное, лишенное реальных оснований. Он возник из честолюбия вожаков и международной завоевательной интриги.Малороссы суть ветвь единого, славянороссийского народа. Эта ветвь не имеет причин враждовать с другими ветвями того же народа и отделяться в отдельное государство. Отделившись, это государство предает само себя на завоевание и разграбление иностранцам. Малороссия и Великороссия связаны воедино верой, племенем, исторической судьбой, географическим положением, хозяйством, культурой и политикой. Иностранцы, подготовляющие расчленение, должны помнить, что они объявляют этим всей России вековую борьбу. Не будет мира и хозяйственного расцвета на востоке при таком расчленении. Россия превратится в источник гражданских и международных войн на века. Расчленяющая держава станет ненавистнейшим из врагов национальной России. В борьбе с нею будут пущены в ход все союзы и всякие средства. Россия переложит свой центр на Урал, соберет все свои огромные силы, разовьет свою технику, найдет себе могучих союзников и будет бороться до тех пор, пока не подорвет в конец и навсегда мощь расчленяющей державы. Национальная Россия не ищет ничьей погибели, но она сумеет ответить своевременно на всякую попытку расчленения и будет бороться до конца. Всякой державе выгодней иметь Россию другом, а не врагом. История еще не сказала своего последнего слова.

О ДИНАСТИЧЕСКОМ ВОПРОСЕ


300-летнее царствование дома Романовых навсегда вписано славою в историю России и никогда не исчезнет из нашего сердца. Мученическая кончина Императора Николая II и его семьи всегда пребудет днем национального траура. В каждом отпрыске Дома Романовых мы чтим наше великое прошлое.
Но это прошлое должно повести нас в славное будущее. В противном случае историческая роль его окажется законченной. Династия призвана не только блюсти русское национальное достоинство, но и служить активно всероссийскому национальному интересу, выдвигая обязанности своего служения, а не преждевременное провозглашение своих прав на трон со стороны зарубежных партий, среди которых имеется даже одна советская. Не народ существует для династии, а династия для народа. Спасти Россию может только человек воли и мудрости, человек больших решений, великой храбрости и политического умения. Мы будем счастливы, если такой человек выдвинется из династии Романовых. Но если этого не случится, то мы будем помогать всякому русскому человеку который мужественно поведет Россию к спасению от большевизма и от иностранного вторжения.

О ЦЕРКОВНОМ РАСКОЛЕ


Мы понимаем значение православия в истории России и в силу одного этого горько оплакиваем церковный раскол в зарубежной церкви. Однако здесь нет расхождения в догматах в вероучении и обрядах. Ссылка обеих сторон на церковные каноны мало убедительна, ибо ни одна сторона не соблюдает канонов в их полном составе, но каждая ссылается на них лишь в меру соответствия их своим воззрениям и толкованиям. В основе раскола лежит, с одной стороны, состязание отдельных иерархов о церковной власти и чести, с другой стороны, влияние укрывающихся за иерархами зарубежных политических группировок. Ввиду этого мы, оплакивая раскол, не признаем его существенным в пределах Православия и отказываемся признавать правоту какой-либо одной стороны. Но мы уверены в том, что чем сильнее будет влияние политических партий на какой-либо стороне, тем более умалится ее церковный авторитет и тем более вреда эта сторона принесет православной церкви, ее мировому значению и возрождению России.
Мы констатируем с чувством глубокого удовлетворения, что Собор в Сремских Карловцах нашел в себе духовную силу для того, чтобы противостоять всяческому партийному политиканству и найти пути для вящего углубления церковной работы.

О «ТОТАЛИТАРНОМ» ГОСУДАРСТВЕ


«Тоталитарное», т. е. всевластное государство есть явление противохристианское и в России неприменимое. Оно не преодолевает партийности, но доводит ее до высшей степени, создавая в стране политическую, религиозную, хозяйственную и культурную монополию одной партии. От партийной монополии Россия стонет вот уже 20 лет. Бессмысленно и недопустимо искать ее спасения в такой же монополии со стороны другой партии. Россия будет нуждаться в освобождении творческой инициативы народа, а не в новом обратном зажиме.

Мы должны искать нового устройства, которое устроило бы партийный дух и партийное засилие, а не раздувало бы их до порабощения веры, творчества, личности, частной собственности и племенного своеобразия. Мы признаем право иных народов искать спасения в фашизме и предоставляем истории решить вопрос о том, найдут ли они в нем свое спасение. Но мы протестуем всеми силами против попытки навязать этот рецепт спасения национальной России.
Поэтому так называемый «русский фашизм», не имеющий ничего общего с организациями, созданными Муссолини и Франко, есть течение больное. Это новый вид слепого подражания Западу. Это есть проявление творческого бессилия в эмиграции. Мало того: когда это течение соединяется с беспринципным личным честолюбием, тогда оно стремится захватить власть в эмиграции при помощи иноземной политической полиции и пропаганды, а впоследствии захватить власть в России при помощи иностранных штыков. Пусть иностранные державы сами блюдут свои интересы, как умеют и хотят. Но русские национальные круги должны оградить себя от влияния таких господ.

О РУССКОМ ОБЩЕ-ВОИНСКОМ СОЮЗЕ


Русский Обще-Воинский Союз есть драгоценное достояние России и ее национальной эмиграции. Мы должны всячески поддерживать его дух и крепость. Его неудачи суть наши общие неудачи, его ошибки суть наши общие ошибки, его враги суть наши общие враги. Иностранные правительства, ограничивающие его самостоятельность и деятельность, вредят самой России. Поэтому мы осуждаем все и всяческие попытки расколоть этот Союз, или разложить его, или вовлечь его в партийную борьбу, или повести в нем внутреннюю интригу, или завести в нем тайную полицию, или сманить его членов в другие недружественные организации, или вовлечь его в так называемые «фашистские» группировки, или подчинить его указаниям иностранной тайной полиции, или перестроить его в какие-то нелепые и политически-двусмысленные «штабс-капитанские» ячейки, или подчинить его закулисным, то масонским, то антисемитическим влияниям. Все это затеи внутри-эмигрантского честолюбия или же иноземного порабощения. Все это противоречит русскому национальному интересу.
Русский Обще-Воинский Союз призван сам осознать свои промахи, ошибки и недостатки и исправить их. Резолюция по этому вопросу не подлежит опубликованию.

О НАЦИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМ СОЮЗЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ


При оценке этого союза мы должны различать, с одной стороны, общий дух и личный состав его членов, с другой стороны тактику этого союза, его программу и его газету. Общий дух этого союза есть национальный и белый. В личном составе его имеется драгоценный запас людей с благородной волей, чистым сердцем и государственным будущим. Но тактика этого союза во многом ошибочна: деление эмиграции на поколения несостоятельно и вредно. Фразеология активизма создает самообман и нарушает элементарные правила конспирации, борьба с Русским Обще-Воинским Союзом, протекавшая на личной почве, вредила русскому национальному делу. От нее надо было во что бы то ни стало воздержаться. Программа союза отвертывается от исторического прошлого России и не считается с ним, в ней есть немало наивного и противоречивого. Идеология союза удовлетворяется общими фразами и лишена религиозной основы. Газетная полемика союза часто обидчива и несправедлива.
Союз призван сам осознать свои промахи, ошибки и недостатки и исправить их. Мы обязаны открыто высказать ему правду.

О КРАЙНИХ ПРАВЫХ ТЕЧЕНИЯХ


Крайние правые течения в эмиграции на протяжении 20 лет революции оставались верны себе и своим приемам борьбы. Вся идеология их сводилась к поношению «жида» и «масона», и притом во имя реабилитации, своего собственного прошлого и ради захвата власти. Своей вины они не понимают и к творчеству они не способны. Их программа исчерпывается требованием «царя», способного беззаветно подчиниться их партийному влиянию. Их тактика сводится к партийной грызне и к оклеветанию лиц, с ними несогласных. Разложение Русского Обще-Воинского Союза было с самого начала их излюбленной целью. Ныне в одной из тоталитарных держав сложилась даже такая группа крайних правых, которая пытается сделать ставку на вооруженную интервенцию в России и на водворение в России оккупационного режима. Ее главари поносят русскую интеллигенцию и засыпают ее политическими доносами по месту жительства. Они требуют, чтобы русская интеллигенция в будущем была добита или подчинена иностранной оккупационной власти. Их подчиненность иностранной политической полиции установлена окончательно. Их попытка использовать Православную Церковь для благословения интервенции и оккупации ясна каждому. Режим, который они создали бы в России, был бы новым большевизмом навыворот. Монархическое начало в России было бы непоправимо скомпрометировано ими. Русское Национальное движение было бы ими извращено и направлено в сторону племенных погромов. Их успех принес бы России неисчислимые беды. Вторая советская партия («младороссы») является истинным порождением этого духа.
Нет надежды на то, что они передумают и исправятся.

ПО ЕВРЕЙСКОМУ ВОПРОСУ


Страстное участие евреев в русской революции не поддается сомнению и никем не оспаривается. Широкие кадры революционного еврейства, действуя в союзе с левыми масонскими ложами, считали и считают большевистскую революцию «своей конъюнктурой» и потому поддерживают коммунизм в России всеми силами. Несправедливо было бы, однако, приписывать всему русскому еврейству такое отношение к большевизму. Множество евреев потеряло в революции свое состояние. Целые ряды евреев и полуевреев боролись против коммунистической революции и геройски шли на смерть. Евреи в России делятся на угнетающих партийцев и подавляемый пролетариат. Синагоги закрываются, раввины ссылаются. За рубежом мы знаем не только левое революционное иудейство, но и Союз Отечественных Евреев.
Ввиду этого мы должны признать, что антисемиты не заботятся о правде и ведут демагогическую агитацию. Их попытки переключить нашу борьбу с большевизма-коммунизма на иудейство продиктованы тайной целью: создать дымовую завесу лжи и ослепленной ненависти, за которою антисемиты могли бы успешно осуществлять свои планы партийного захвата власти в России или империалистического вторжения в Россию. Антисемиты стремятся не к освобождению русского народа от еврейства, а к покорению доверившихся их пропаганде масс. Поэтому антисемитизм несет не свободу, а новое рабство.
Борьба с революционным еврейством необходима, гнет его в России губителен и нестерпим. Но этот гнет, организуемый коммунистами всех наций и рас, не дает нам ни малейшего основания желать замены его новым гнетом – гнетом русских авантюристов-антисемитов, желающих заменить коммунистов у руля, и гнетом оккупационных сил, желающих вовлечь измученный русский народ в бесконечную, как в Китае, гражданскую войну, субсидируемую из-за границы.
Еврейский вопрос в России должен быть разрешен не антисемитскими погромами, а новой, сильной и самостоятельной властью, мыслящей христиански, национально и государственно.

ПО МАСОНСКОМУ ВОПРОСУ


Съезд удовлетворяет на основании несомнительных данных, что в составе его не было ни одного масона и ни одного члена, так или иначе принадлежащего к прикровенно масонским или полумасонским организациям.

И.А. Ильин

Русский философ

Made on
Tilda